Ландшафтный дизайн. Фитодизайн. Озеленение.


Блог

В этом разделе будут размещены важные новости, обзоры выставок по ландшафтному дизайну и фитодизайну, полезные советы и статьи, наши ландшафтные путешествия. В общем, все-все, что может быть для вас интересно

Сады и люди 2015

С 25 июня по 5 июля 2015 года в Москве в парке Сокольники прошла Выставка достижений зеленой индустрии, на которой питомники России и близлежащих стран представили свою продукцию. С каждым годом количество подобного рода мероприятия увеличивается, что очень радует, ведь они дают возможность не только увидеть и оценить качество посадочного материала, но и наладить полезные контакты между питомниками и ландшафтными студиями. Порадовало также большое число компаний, представляющих сопутствующий товар: садовые инструменты, садовая мебель, горшки. Было приятно увидеть белорусского участника выставки – плодово-ягодного питомника «Ягодка», который представил вниманию посетителей свою натуральную продукцию из клюквы.

Возле павильона Выставки прошла ярмарка садовых растений и сопутствующих товаров, где каждый желающий мог приобрести приобрести качественные растения отечественных производителей, а так же садовую технику, инвентарь, одежду, элементы декора для дома и сада, дизайнерские аксессуары и самую разнообразную эко-продукцию.

В этом году Выставка предстала в новом формате и включила в себя большой образовательный блок. В один из дней было запланировано проведение мастер-класса по ландшафтному дизайну знаменитого английского дизайнера Джона Брукса. В другой день состоялась практическая конференция, посвященная городскому озеленению. На ней были освещены вопросы современного состояния городской среды и  способы ее улучшения с помощью растений.
В рамках Выставки во второй раз прошел международный фестиваль ландшафтного дизайна «Сады и Люди», который представляет собой русский вариант английского Челси. В центре внимания – более двадцати садовых инсталляций знаменитых и начинающих ландшафтных дизайнеров, представляющих собой демонстрацию современных тенденций ландшафтного дизайна. А вокруг – разнообразные развлекательные мероприятия: мастер-классы для детей, ярмарка, конкурсы, благотворительные акции, лекции, шоу хищных растений, мыльных пузырей и фокусов, контактный зоопарк, живая музыка.
Все инсталляции приняли участие в конкурсе, темой которого в этом году стало «Движение в саду». Организаторы мероприятия специально ее не конкретизировали, чтобы у участников была возможность создания своей интерпретации. Вот что из этого вышло.

Сад «Звенящий горный ручей».
Автор: Екатерина Боганова.

На создание этого сада автора вдохновило движение горного ручья. Чистая горная вода несет в себе положительную энергетику. Протекая через выгравированные в стеклянном русле слова Мир, Любовь, Благодарность, она структурируется сама и структурирует царящую вокруг себя атмосферу. В результате сад становится Садом Мира и гармоничного равновесия.

Сад «Динамика и статика».
Автор: Евгения Михайлова.

Статика – элементы сада, динамика – сам человек, который движется по саду. Садовые элементы создают маршрут движения. Стена-фонарь со сквозным орнаментом указывает направление, одновременно скрывая часть сада, после путь показывает пошаговая дорожка. Далее, проходя по деревянному настилу, можно остановиться. Эта площадка, по одну сторону которой высажены гортензии, может быть зоной для занятий йогой, гимнастикой и пор де бра, а еще тут можно расставить мольберт, краски и заняться творчеством.

Сад «Вселенная как она есть».
Автор: Оксана Ангелевская.

Сад представляет собой маленькую проекцию Вселенной, где Солнце – это качели, приподнятые полукруглые цветники – орбиты Планет, а керамические горшки – небесные тела. Гравийная дорожка, пересекающая цветники, — след Кометы. Вселенная и есть движение.
Автор оговаривается, что предложенная концепция лишь один вариант прочтения. Каждый гость сада может создать свою собственную концепцию прочтения данного сада, например, цветники – это круги на воде от дождя или брошенного камня и т.д.

«Сад двух стихий».
Авторы: Олеся Мачинина, Марина Малиновская.

Международный фестиваль "Сады и люди" 2015 в Москве

Есть где-то на краю земли
Сад двух стихий,
Где в танце страстном
Сошлись заклятые враги
В порыве нежности прекрасном.
Огонь в объятиях воды
Затих, сменяя гнев на милость.
Вода лилась вокруг огня,
Ручьями серебра струилась…
Так и текут услады дни,
Но дух стихий смирить не просто:
Вскипит однажды гладь воды
И столб огня взметнется к звездам!

 

 

 

 

Сад скульптур «Таинственный лес».
Авторы: Артем Ваганов, Ольга Агешина, Сергей Куфин.

Бронзовые скульптуры гномов, ели и лесные многолетники придают саду сказочный антураж. Декоративная тропинка из спилов создает движение и динамику в этом небольшом саду. Композиция построена так, что возникает ощущение лесной таинственной глубинки.

Сад «Воспоминания о Санторини».
Автор: Наталья Кивкова.

Стилистику сада главным образом определяют греческие архитектурные образы, что и было вынесено в название. Однако авторы проекта видели свою задачу не в подражании, а в воссоздании средиземноморского настроения. Это и обусловило исполнение инсталляции в белом и синем цветах, а также в преобладании волнообразных линий. Движение в саду символизирует ряд элементов: восходящие ступени, волна крыши перголы, динамика шарообразных форм (цветочных горшков и стриженых растений), а также волнообразная посадка многолетников.

Сад «Навстречу»
Авторы: Диана Сабирова, Андрей Полетаев

Архитектоника сада навеяна поэзией Иосифа Бродского. В центре квадрата – стена, которая трескается под действием человеческой силы противостояния.

 

Сад «Над облаками».
Автор: Анна Адасинская.

Это сказочный сад, сад-игра, в котором можно забыть о насущных проблемах и «полетать» над облаками. «Игра – это освобождение от реальности или, наоборот, способ сосуществования с нею. Она примиряет нас с действительностью, иногда – с жуткой действительностью», — Слава Полунин. Все садовые элемены – это игровые декорации. Стол – это солнце, растения – облака, отсыпка из синего гравия – голубое небо, а «полетать» можно на качелях. Или в собственных фантазиях.

Сад «Очарование простоты. Возвращение к истокам».
Авторы: Татьяна Пискарева, Наталия Емельянова.

Белые березы, полевые цветы, легкая запущенность посадок, старинные предметы мебели и садовый декор – все это говорит о русской усадьбе. Только вернувшись назад к истокам, к воспоминаниям о родном доме, беззаботном детстве, можно создать по-настоящему уютный и комфортный сад для жизни, считают авторы. И в этом есть своя правда, ведь недаром рустикальный стиль занимает лидирующие позиции в современном ландшафтном дизайне.

Сад «Мгновение».
Автор: Ольга Рыбкина.

При проектировании сада автор поставил перед собой задачу максимального слияния различных элементов с преобладанием плавных линий, в которых прослеживается движение. Динамику саду придают также стриженые формы хвойных. Извилистая дорожка – это движение нашей жизни, траекторию которой задаем мы сами, будто по лекало вычерчивая свою судьбу. Круглая площадка в центре, словно жизненный миг,  делит сад на две части: до и после. Блоки живой изгороди из туи разных высот за площадкой олицетворяют стержень человека, взлеты и падения на определенных этапах жизни. Вычерчивая свой профиль, мы развиваемся, совершенствуемся и познаем сами себя в каждом мгновении.

Сад «Выше радуги».
Авторы: Оксана Пискарева, Наталия Борисова.

Сад был создан по заказу телеканала Загородная жизнь.
Декоративный огород – тренд в современном ландшафтном дизайне. Авторы проекта пошли дальше и решили создать сад-огород, или огород-цветник, который можно разместить в любом уголке сада, а не в стороне, подальше от глаз гостей. При таком подходе можно создать сады-огороды для любителей кавказской, итальянской, французской или традиционной русской кухни, благо сортов овощей и трав за последние годы выведено огромное количество. Радуга вкуса и цвета… Радуга жизни… Радуга настроений и ощущений… Все это вдохновило авторов на создание сада «Выше радуги».

Сад «Движение – от корней к ветвям».
Автор: Анастасия Гавричева.

Движение в саду – это не только развитие отдельного растения, это передача опыта от одного поколения к другому, принцип преемственности. Дети – важнейшая часть нашего сообщества, ведь они – хранители наших знаний. Поэтому так важно передать им любовь ко всему живому, научить не только потреблять природные ресурсы, но и осуществлять взаимный обмен, понимать и уважать закон природы. Сад создан как цепочка отдельных пространств, по которому можно двигаться играючи: пробежаться босиком по тропинке из сосновой коры, вдохнуть аромат цветов, заглянуть на мастер-класс в «зеленую» беседку, поиграть с текущей водой, разглядывая мокрые цветные камешки.

Сад «Мир в миниатюре».
Авторы: Константин Чаадаев, Наталия Кондратьева, Мария Казимирская, Петр Бавыкин.

Представляет собой миниатюрную копию современного мира. Движение – это железная дорога, которая «вписана» в сад. Создатели проекта считают, что сама суть ландшафтного дизайна – это единение природы и человека. Современный городской житель, оказываясь в тиши парка или сада, по-прежнему ищет привычную ему динамику на фоне застывших форм и растений. Решить такую задачу, организовать движение в саду и призван «Мир в миниатюре».

Сад «Мама. Мамочка».
Автор: Таисия Заботина.

Двигатель Мира – любовь, а семья – это сад жизни человека, поэтому основополагающими образами в саду «Мама. Мамочка» стали ЛЮБОВЬ и СЕМЬЯ. Архитектура композиции складывается из круга, вписанного в квадрат. В центре круга  сосредоточена главная фокусная точка — скульптурные композиции Мамы и троих детей, которые трогательно обнимают друг друга. По четырем сторонам квадрата расположились группы молодых берез с неприхотливыми «полевыми» многолетниками. Семья, рожденная любовью, оказывается в окружении природы. Семья, как творение любви, способна привести весь Мир в движение. Четыре выхода из сада напоминают о свободе выбора каждого человека, выходящего из дома в поисках новых знаний, открытий и свершений.

Сад «Mondrian Labirint».
Авторы: Александр Пономарев, Марина Пономарева, Вера Подлегаева.

На создание сада авторов вдохновила картина Пита Мондриана «Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим» (1919г.). Это сад-лабиринт, где необязательно видеть весь путь, а достаточно поверить и сделать первый шаг в гармоничное пространство, сливающееся с вашей душой.

Сад «Муза AZA».
Автор: Андрея Панасьянц.
Сад «Муза AZA» — это метафора на тему поиска Музы. Ее олицетворяет парящая фигура девушки, которая «тянет» за собой огромный плуг, «взрывающий» гранит земли.

Сад «Последний романтик».
Автор: Александра Котова.

Последний романтик в интерпретации автора – это наблюдатель звезд. Таким образом, движение происходит не в саду, а высоко в небе. Именно там, в толще эфира, сквозь которую пробиваются лучики иных миров, ищут забвения последние романтики.

 Сад «Абием».
Авторы: Татьяна Михайлова, Елена Федосова, Игорь Аксенович.

АБИЕМ  — несуществующее в русском языке слово, которым авторы проекта называют излучение и движение биологической энергии. Чтобы продемонстрировать посетителям фестиваля эту энергию, была придумана массивная конструкция в виде сферы внутри каркаса, которая может двигаться по разным траекториям. По сути это сад для медитации, сад гармоничного сочетания и одновременного воздействия формы и пространства.

Сад «Метаморфозы дерева в саду».
Авторы: Анна Лозинская, Анаит Акопян.
Движение в этом саду – это движение дерева из одной формы существования в другую. Благодаря метаморфозам деревья способны путешествовать по миру – они могут стать паллетами и уже в такой форме вернуться в сад. Авторы проекта создали уютный уголок из деревянных паллет.
Вот что рассказывают ландшафтные дизайнеры об истории создания сада:
«Весной, вместе с привезенными из питомника растениями для нового проекта, мы получили много транспортных паллет. Фактически, выполнив свою роль, они лежали никому не нужные, однако и не производили впечатление чужеродного предмета в саду. Это натолкнуло нас на мысль о происходящих с деревом метаморфозах и о том, как можно вернуть столь изменившееся дерево обратно в сад – это и есть движение в саду (конкурсная тема). Одновременно с этим в нашей работе тоже начали происходить своеобразные метаморфозы, которые дали толчок к участию в фестивале «Сады и люди» с идеей создания небольшого сада «Pocketgarden», состоящего из транспортных паллет. Нам захотелось показать, как можно за счет возврата дерева в первоначальную среду обитания сделать уголок сада экологичным, экономичным, уютным и эстетичным»
Благодаря такой креативной интерпретации темы фестиваля сад «Метаморфозы дерева в саду» удостоился золотой медали от профессионального международного жюри.

«РУССКИЙ САД – движение в ПОСТМОДЕРНИЗМ».
Авторы: Мария Ожерельева, Михаил Судаков, Михаил Судаков-мл, Арина Куваева.
Тему движения в саду авторы проекта интерпретировали как движение русского сада в постмодернизм. Создатели сада уверены, что русского сада на данный момент уже нет, но утверждают, что он вернется в преображенном виде и такие Архетипы Русской Усадьбы, как БОСКЕТ, ПАРНАС, ПАРТЕР, АЛЛЕЯ, появятся вновь.
Этому саду также была присуждена золотая медаль.

Сад «На гребне волны».
Автор: Сергей Токарев.

Автор проекта решил построить структуру сада на ассоциации с морской волной. В основе – огромная деревянная пергола, динамично растущая из деревянного полукруглого помоста, напоминающая набегающую на прибое волну. Под ее самой высокой точкой, за каскадным водопадом, спроектирована зона отдыха с матрасом и подушками из водоотталкивающей ткани.  А рядом – совсем мелкий прудик с галечным дном, по которому желающие могут пройтись босиком. Полукруглые злаковые цветники по цветовому и текстурному решению также напоминают беспокойную водную поверхность. Таким образом, все садовые элементы напоминают о нескончаемом движении.
Этот сад, по мнению профессионального жюри, стал лучшим и завоевал Гран-при конкурса.
«….Вдохновением к созданию выставочного сада стала архитектурно-звуковая инсталляция немецкого художника Тило Франка – человека, выразившего свою идею в архитектуре. Всегда на создание садов меня вдохновляют люди и их стремления. Именно люди в своей индивидуальности есть бесконечный источник вдохновения….» — так рассказал Сергей Токарев об идеи создания своего сада.

«Мы планировали сделать территорию фестиваля площадкой, которая объединит энергию самых различных представителей зеленой отрасли. Цель: учиться, делиться опытом, ставить новые амбициозные задачи, расти, двигаться вперед… Думаю, задачу свою фестиваль-2015 выполнил достойно. У фестиваля-2016 открываются обширные перспективы», Ирина Савватеева, президент.

© Катерина Братанова