Ландшафтный дизайн. Фитодизайн. Озеленение.


Блог

В этом разделе будут размещены важные новости, обзоры выставок по ландшафтному дизайну и фитодизайну, полезные советы и статьи, наши ландшафтные путешествия. В общем, все-все, что может быть для вас интересно

Частные сады Амстердама

ПРО ДОМА


Каждый год в июне месяце исторический музей Ван Лоон открывает двери в частные особняки Амстердама всем желающим познакомиться с жизнью богатых горожан XVII-XIX веков. Типичный амстердамский дом — это длинное двух-трехэтажное здание с узким фасадом. Ширина фасада, смотрящего на канал, напрямую зависела от финансовых возможностей хозяина, а также от сословия, к которому он принадлежал, т.к. городской налог на землю в те времена в Нидерландах был довольно высок. Предприимчивые нидерландцы (как правило, это были торговцы), желая сэкономить, строили дома с узкими фасадами, но расширяющимися вглубь стенами. Таким образом, глубина амстердамских особняков могла доходить до 30 метров и заканчиваться внутренними двориками, на которых чаще всего разбивались сады. Именно они ежегодно, всего на три дня, становятся доступными для свободного посещения гостями и жителями города. Только некоторые музеи (музей «Сумок и кошельков», музей «Ван Лоон») имеют сады, доступные в любое время.
Более 25 частных садов скрываются за стенами домов, расположенных вдоль главных городских каналов Амстердама – Herengracht, Keizersgracht и Prinsengracht. Большиснтво этих зданий — памятники архитектуры XVII-XIX вв. Через главный вход со стороны улицы посетители имеют возможность пересечь первый этаж дома, попутно знакомясь с его старинным убранством, и выйти во внутренний дворик, который порой бывает больше, чем сам дом. Внутренние сады часто смыкаются между собой, образуя сплошную зеленую зону. Поэтому, если на границе вы увидите открытую калитку в соседний сад, – смело продолжайте свое путешествие.
Сами дома плотно примыкают друг к другу, образуя сплошную группу. Такой способ постройки, кстати, спасает многие здания от обрушения из-за играющего уровня грунтовых вод, неравномерного проседания почвы и, как следствие, крена фасадов. Плотность застройки защищает растения от сильных ветров, а близость каналов обеспечивает их влагой. В результате во внутренних дворах создается особенный микроклимат, позволяющий расти и развиваться многим экзотам в открытом грунте. В некоторых садах можно встретить столетние буки и клены, охраняемые законом.

ПРО МЕРОПРИЯТИЕ


Ежегодно организаторы мероприятия выбирают тему для очередных дней открытых садов, в соответствии с которой и ведется отбор внутренних дворов для демонстрации посетителям. Чтобы участвовать в акции, владельцы особняков заранее подают заявки. Поэтому список садов каждый год меняется и пополняется новыми участниками, что дает возможность любителям растительного мира посещать это мероприятие снова и снова.
Мероприятие для посетителей платное, но носит некоммерческий характер: все доходы идут на восстановление общественных парков.
Акция проводится в третьи выходные июня с пятницы по воскресенье с 10 до 17 часов. В первый день проведения праздника у организатора (музей «Ван Лоон») можно приобрести единый входной билет (в этом году — 18 EUR) и узнать подробную информацию о садах-участниках. Билет выдается в виде книги, в которой имеется перечень садов, их краткая характеристика, а также подробная карта расположения. Как правило, все участники сконцентрированы вдоль трех главных городских каналов, поэтому наиболее удобный вариант обхода – это пешая прогулка вдоль каналов. Узнать дома с открытыми садами очень просто: на входной двери висит флажок яркого цвета с надписью на двух языках «Open Tuinen Dagen Amsterdam Open Garden Days».
В этом году темой мероприятия стало «Искусство в частном саду».
Когда мы говорим об искусстве в саду, мы в первую очередь имеем в виду скульптуру и элементы садового декора. С самого начала истории городских садов Амстердама скульптуры играли важную роль в украшении внутренних дворов. Чтобы подчеркнуть свое статусное положение в обществе, горожанин XVII века большую роль отводил различным элементам декора на фасаде своего дома и во внутреннем саду. Чем сложнее и вычурнее были фронтоны и карнизы особняка, а также скульптуры, тем сильнее и богаче выглядел хозяин дома на фоне своих соседей.
Сады позади величественных домов вдоль каналов Амстердама использовались, главным образом, в зимнее время, когда семьи проживали в городе, а не в своих летних резиденциях. Любовались садом главным образом сидя на террасе, которая строилась на уровне второго этажа и ограждалась балюстрадой. Таким образом, структуру сада в основном составляли скульптуры и садовый декор.

Со 2-й пол. XVIIв. вокруг районов Amstelveld и Prinsengracht возникают мастерские по изготовлению садовой скульптуры. Самая известная группа скульпторов на тот момент – Ян Гийзелинг Младший, Энтони Турк и Игнатиус Ван Логтерен.
Некоторые их работы до сих пор можно встретить во внутренних садах, расположенных вдоль городских каналов. Статуи и статуэтки в то время создавались в классическом стиле и представляли собой воплощение римских богов, таких как Дионис, Бахус, Диана, Венера, Амур. Кроме того, в садах регулярного стиля и по сей день можно встретить  солнечные часы, вазоны и ажурные садовые скамейки XVII-XVIII вв.
Кроме скульптуры и садового декора, в частных садах можно встретить и другие виды искусства: музыка, живопись, фотография, флористика.
Специально для праздника «Дни открытых дверей садов Амстердама» местные флористы изготовили букеты в стиле цветочных картин XVII века.

ПРО САДЫ


1. Herrengracht 68

Очень красивый сад в английском коттеджном стиле. На террасе у входа гостей встречают разнокалиберные керамические горшки с многолетниками: лаванда, люпин, а также очаровательная алюминиевая статуя собаки Подкидыш работы Марджолена Мандерслута.  Металлическая пергола увита плетистыми розами. Перед ней – мощеная площадка с симметричными квадратными клумбами из стриженого самшита с чайно-гибридными розами и живучкой. Здесь же – аромасадик, разбитый прямо в квадратных углублениях в тротуарной плитке. Картину дополняют два боксера, вольготно разлегшихся у ног хозяина – типичного англичанина, читающего утреннюю газету.
Вторая часть сада – лесная, полутенистая. Здесь, под сенью японской фатсии, в зарослях папоротника и герани бронзовая Сидящая женщина работы Саскии Пфальцер стыдливо прячет лицо от глаз посторонних. За лесной зоной встречаем гостевой домик, «парящий» над болотцем.
Специально для Дней Открытых Дверей в доме проходит выставка работ различных художников из коллекции Галереи Брандта.

2. Сад бывшего монастыря Братьев Святого Иоанна (Keizersgracht 63c)

В 19 веке нынешнее здание было частью монастыря Братьев Святого Иоанна. В 2013 году два соседних сада были объединены в один. В том же году по периметру внутреннего дворика высадили липы в форме пальметты.
Так как хозяева сада часто отсутствуют, структурообразующими растениями выступили тисы, которые декоративны круглый год.
По бокам павильона выставлены бюсты римских богов – Марса и Флоры, которые несут в себе сакральную связь: войны ведутся за зерно, но без хлеба невозможно вести войну. Внутри павильона – специальная выставка миниатюрных костюмов Риена Беккерса. На создание этих бумажных костюмов художника вдохновил групповой портрет XVII века семьи Дирка Якобса Бас руки Дирка Санвурта. Кроме того, в павильоне вывешены картины художников Джудит Лансинк и Эрика Ландертингера.
Справа, в соседнем саду, сохранилась до наших дней 150-летняя тисовая изгородь,  а также старая магнолия.

3. Отель вдоль канала (Keizersgracht 148-152)

Современный городской структурный сад с правильной геометрией: квадратные мощеные площадки, квадратные водоемы, прямоугольная садовая мебель, выразительная графика стволов кленов и бузины. Вместе с тем ассортимент многолетников типичен для коттеджного стиля: герань, манжетка, декоративные луки, папоротники, астранция, хаконехлоя.
Маленький белый деревянный павильон был построен между 1885 и 1900. Внутри можно увидеть фреску с идиллическим пейзажем. Кирпичный домик для гостей был перестроен в 1945 году и спрятан в углу.
Сад выглядит очень стильно не только за счет правильных пропорциональных форм, но и за счет выдержанности цвета. Например, черный прямоугольный диван перекликается с бузиной Atropurpurea и черным дном маленьких водоемчиков. В такой же цвет выкрашены шпалеры, отделяющие сад от соседнего дворика. Обилие темных тонов в сочетании с разлиными оттенками зеленого придает этому саду камерную выразительность и выгодно отличает его от других.

4. Сад Международной Амнистии (Keizersgracht 177)

Здание было построено в начале XVII века архитектором Якобом ван Кампеном, который проектировал также Дворец на площади Дам. На фасаде еще можно увидеть много оригинальных элементов архитектуры.
Сад состоит из модулей со свободными посадками, заключенные в кортеновскую сталь. Между ними проложены узкие тропинки. Доминантами в этих модулях выступают такие редкие деревья, как багрянник японский, кельрейтерия метельчатая.
Одним из произведений на выставке является перевод на азбуку Морзе Всеобщей декларации прав человека Мартена Верштига. В главном зале – Пустой стул – пятиметровый стул художника Мартена Бааса. Инсталяция была создана в честь китайского диссидента Лю Сяобо. Здесь же можно подписать петицию за его освобождение из заключения.
Через боковой проход можно попасть в соседний сад, который спроектирован в регулярном стиле. Центральная ось – партерный цветник, заключенный в причудливый самшитовый узор из арабских символов, с другой стороны которого – небольшой полукруглый прудик с болотными ирисами и кувшинками. За прудиком видим отреставрированный павильон XVIII века, имеющий внушительный, монументальный вид снаружи и глубину не более глубины шкафа внутри.и
Еще один соседний сад представляет собой разноуровневые свободные посадки деревьев и кустарников. Перепад рельефа был продиктован старой бетонной плитой в основании сада. Однако от этого сад только выиграл. Динамика перехода одной террасы в другую компенсирует малую площадь дворика.
В саду расположен крохотный дом-студия скульптора Дорин де Гриутер. Ее керамику и статуи можно увидеть в этом небольшом садике.

5. Сад Хендрика де Кейзера (Herengracht 172)

Дом богатого купца Бартолотти был одним из самых больших  в городе в начале XVII века. Фасад в стиле Ренессанса обильно украшен орнаментом, таким как декоративные вазы, балюстрады и фантастические скульптуры. Фронтон с течением времени стал разрушаться и был реконструирован в 1971 году по историческим картинам и образам XVII века новым владельцем Хендриком де Кейзером. В 2009 году здание было полностью реконструировано в его первоначальном виде и стало использоваться в качестве офисного центра. 12 и 13 сентября, в Памятный день, все желающие могут посетить дом и познакомиться с его восстановленным интерьером.
Очень простой по структуре геометрический гравийный сад был разработан дизайнерским бюро Нурдпиль. Непосредственно на террасе размещены в ряд квадраты из стриженого самшита мелколистного, в центр которых засажен пахизандрой верхушечной. Статуя Гермеса на пьедестале помещена в квадрат посередине и является собственностью сада. Центральные посадки почвопокровников (плющ обыкновенный, пахизандра верхушечная) и летников (бегония вечноцветущая) — в виде параллельных прямоугольных «грядок». Первая «грядка» была впоследствии замощена. Сейчас это площадка с каменной скамейкой. В роли вертикалей – шесть вишень. На фоне этой простоты впечатляют размеры старых каштанов и буков.
Холм, поросший плющом, — на самом деле секретное убежище времен Второй мировой войны, построенное немецким агентством, арендовывавшим соседний дом.
Специально для Дней открытых дверей из Италии в сад были доставлены скульптуры Бена Вина.

6. Keizersgracht 269

Маленький гравийный садик. Несмотря на это здесь есть все: две скамейки со столиками под каскадом гортензии черешковой, пруд, фонтан, многочисленные скульптуры из римской мифологии, обеденная зона, вазоны с летниками, топиарные самшитовые посадки. И это далеко не полный список садовых элементов. Особенно примечательна статуя Сатира в старом алькове под сенью глицинии.

7. Keizersgracht 334-336

На канал выходит лишь дверь, открывающая путь в сад сквозь длинный темный коридор. Проходим его и вдруг попадаем на открытое большое пространство. «Любовь является основой» — читаем на бетонном постаменте напротив входа в сад. Со всех сторон сад окружают перестроенные в начале XX века судебные дома. Сейчас это в основном офисные учреждения.
Все элементы сада подчинены строгой геометрии. Даже формы деревьев выбраны в соответствии с математическими законами. Все просто, упорядочено и заключено в бетон. Даже лавочки возле пруды сделаны из бетона.
Впечатляют пальметты из лип и внушительных размеров пруд.

8. Сад музея Библии (Herengracht 366-368)

Музей посвящен Библии и религии в культуре и обществе. Проходим внутрь здания, построенного в XVIIв. по проекту архитектора Яна Гийселинга Старшего. Сверху над нами декоративные лепные потолки – плод творения скульптора Игнатиуса ван Логтерена. Стеклянная витражная дверь распахнута настежь. За ней – сад садов, который был описан в Библии.
Бог создал человека из праха земного и оставил его жить в Раю. Человек ходил подле Бога и жил в гармонии с собой и природой. Но вскоре «Небесный Иерусалим» будет утерян и с тех пор не достижим. В еврейской поэзии, книги Песнь Песней Рай выступает как метафора, это таинственная, недоступная любимая женщина. Это сад удовольствия, куда путь человеку заказан.
Сад состоит из трех взаимосвязанных частей: классической террасы, большого пруда и огороженной тисовыми изгородями площадки для выставок.
Пруд занимает центральное место в саду. Его окружают деревья и кусты, упоминаемые в библии: финиковая пальма, миндаль, мирт, инжир, шелковица. роза. Пруд – это инсталяция под названием«Размышления». Художник Вельмод Кекебакер «размышляет» тему свойств камня в сочетании с водой и светом. Еще один метафорический смысл, заложенный в этом пруду, относит нас к «Исходу из Египта», описанному в Книге Исхода.
Далее, за прудом, видим статую «Апокалипсис» (Откровение), созданную в 2001 году художником Марти Ван Дер Лоо специально для этого проекта.

9. Сад Дома-музея у канала (Herengracht 386)

Сад представляет собой город в миниатюре: дома – это блоки из кортеновой стали, а самшитовые посадки – сады, занимающие все пространство между домами. Образ сада демонстрирует нам взаимоотношения домов и садов, их близкий контакт друг с другом. Дома задаю структуру городу, а сады выполняют роль зеленого содержания.
Сбоку, на границе с садом дома №384 можно увидеть каменной ограждение 1720-го года постройки с вырезанным орнаментом из листьев аканта и цветов.
Примечательна поилка для птиц в виде скульптуры римской богини. Особенно эффектно она выглядит на фоне зарослей темно0зеленого плюща.

10. Музей фотографии Марселя (Keizersgracht 401)

Два сада объединены в один. Первый – современный, с газоном и террасой, второй – регулярный симметричный, со стрижеными тисовыми бордюрами и павильоном в классическом стиле. Окруженный по периметру высокими деревьями, сад почти всегда находится в полутени. Это и обусловило выбор тенелюбивых растений: тис, гортензия, герань, астильба, плющ. В центре сада находится статуя Гермеса, вестника богов. Будучи богом торговли и предпринимательства, он часто встречается в садах вдоль каналов Амстердама.
На фасаде здания можно увидеть табличку, сделанную Яном Гийселингом де Лонге, на которой изображен порт Марселя.
Двери выставочных залов открыты для посетителей садов. В эти дни там проходят 2 выставки: работы амстердамских фотографов 1936-2013гг под названием «Жизнь – странная штука» и фотографические открытия журнала «Жизнь».

11. Keizersgracht 416

Дорога в сад лежит сквозь «грот» из плетистых роз «Бобби Джеймс» и «Вильхенблау». Романтическая атмосфера усиливается беседкой, голубятней и фонтанчиком XVIII века в виде морских коньков. Нарочитая запущенность придает саду еще большее очарование. К примеру, старый вазон с ликами римских богинь, водруженный на ржавый железный остов стула. Что это, если не намеренная демонстрация эклектичности вкусов хозяев. Старые вещи, грамотно внедренные в структуру сада, обретают новое звучание, заставляя задуматься о тонкой грани между жизнью и смертью. А это как раз и является основополагающей темой в романтизме как в художественном направлении.

12. Сад Алисы (Prinsengracht 587)

Ранее в этом здании была публичная библиотека. Сейчас это отель Андаз, который был создан по проекту известного промышленного дизайнера Марселя Вандерса. Кстати, сад – это тоже результат его работы. Можно сказать, что это авангардный сад, где все подчинено одной цели – поразить и удивить. Вот почему ажурная кованая беседка и стриженые самшиты в терракотовых горшках находятся рядом с граффити на всю стену здания и фигурами оленей из кортеновской стали с рогами в виде свечек. Единственное, что объединяет все эти разрозненные элементы – тема. А тема – Алиса в стране чудес. И действительно, как и эпизоды в сказке, зоны сада сумбурны по своей сути, однако этот сумбур выстраивается в довольно стройную идею, как и сказочный сюжет. Вот мы идем по прямой мощеной дороге. Над головой у нас переплетенные ветви глицинии. Сквозь нее видим кованую черную лавочку, куртины герани и лаванды – настоящий Прованс. Однако вдруг замечаем огромные статуи Принцев из потерянных снов, застывших в непонятных, «кричащих» позах. Идем далее. Очень милая кованая беседка, чем-то напоминающая по форме тыкву. Совершенно очаровательная люстра. Спирали и сферы самшитов в терракотовых горшках. Поднимаем глаза – а сверху на нас смотрит пятиметровая Алиса в Амстердаме художника Ника Уокера. Под ногами – шахматная доска, рядом – массивный бетонный стол с фарфоровой посудой.
Движение по саду спроектировано по спирали. С каждым шагом витки все меньше и меньше, пока не превращаются в точку, которая приводит нас к началу. Материал (здесь кортеновская сталь, ковка, терракота и черно-белый цвет) – это форма, которая может наполняться любым содержанием. Содержание – в воплощении идеи: вот самшиты в горшках стоят в случайном порядке, а вот шахматная доска, на которой стоит обеденный стол, и все это ограждено ржавым заборчиком. Регулярность присутствует в отдельных элементах, вместе они создают сумятицу, которая снова упорядочивается. А это та же спираль.

13. Резиденция голландских мастеров (Keizersgracht 580)

Классический регулярный малый сад в форме вытянутого прямоугольника. Чтобы визуально расширить границы узкого пространства и придать динамику, сад разбили на три уровня. При входе в сад попадаем на первый, самый нижний уровень.  Взгляд упирается в противоположный угол, который занимает мебель из искусственного ротанга. Через кованую арку попадаем на средний, самый большой уровень. Через весь сад проходит центральная ось. Начинается она приподнятыми модулями из стриженого самшита мелколистного, которые сменяются прямоугольной обеденной зоной. В центре сада – квадрат из стриженого самшита мелколистного с четырьмя секциями, в каждой из которых высажена лаванда и почвопокровные розы. Центр-центр – скульптурная барочная композиция в виде двух младенцев, несущих связку фруктов и собаки, лежащей у их ног. Заканчивается центральная ось на верхнем уровне  небольшой деревянной беседкой с лавочкой для двоих. При детальном осмотре сада взгляд в конечном итоге фиксируется на флористическом коллаже Лилиан Топ, который представляет собой живую цветочную картину по мотивам живописи Ван Гога.
Симметрию сада усиливают большие барочные вазоны на постаментах по четырем углам с фиолетовыми петуниями. Общая цветовая гамма выдержана в спокойных, темных тонах.

14. Сад Нихон Но Ханга (Keizersgracht 586)

Красивый сад в японском стиле разбит позади галереи японской гравюры Нихон Но Ханга. Маленький дворик выглядит так, словно сошел со старинной японской гравюры. Здесь можно встретить типичный набор растений восточного края: азалии, сосны в форме бонсай, дланевидные клены, лириодендроны (тюльпанное дерево), бамбуки, хаконехлои, офиопогоны, асплениумы (папоротник). Традиционные японские фонарики, а также гравийная отсыпка и ступовые камни – все это подчеркивает восточный стиль сада. В дальнем углу можно увидеть деревянный павильон 1889-го года постройки, спроектированный архитектором Вельтенбергом. Нельзя не отметить также и оригинальный бамбуковый сад за стеклом, расположенный в гостиной дома.

15. Сад де Бари (Herengracht 448-454)

Просторный сад за 6 зданиями.
Прямо у входа стоит на вид старинный телевизор. Установка обладает датчиком движения. Как только она активизируется, включается трехминутное реалистичное видео «Как долго вы идете», на котором молодой человек Харальд Кенеке, смотря вам в глаза, настойчиво приглашает пройти вперед и удрученно сокрушается, если вы не следуете его совету.
С правой стороны представлена гравийная зона с ритмично расположенными модульными квадратными клумбами из сезонных цветов, многолетников и кустарников: герань, манжетка, фуксия, бегония, буддлея, краснокоренник, кизил, чайно-гибридная роза, гортензия крупнолистная, шуазия тройчатая (мексиканский апельсин), стриженые квадраты тисов и самшитов мелколистных. Все это разбавлено обилием статуэток животных на белых постаментах из искусственного камня в форме параллелепипедов.
Слева от входа на гравийной площадке можно увидеть деревянную садовую мебель.
Гуляя по саду, вы обязательно встретите «зеленую» стенку из плюща обыкновенного. Похоже, он растет здесь так долго, что некоторые листики успели «закоптиться», создавая причудливый черно-зеленый живой ковер. В дальней части сада обязательно наткнетесь на деревянное кресло, спрятавшееся под тенью вековых деревьев. Здесь можно расслабиться и послушать трели маленьких птичек, доносящиеся откуда-то сверху.

16. Сад фонда культуры принца Бернхарда (Herrengracht 476)

Классический симметричный сад в стиле барокко с большим количеством стриженых форм из самшита и солнечными часами XVIIIв. в центре. Заканчивается садовым павильоном 1730 года, фронтон которого увенчан гербом семьи Де Нойфвиль. В альковах можно увидеть статуи Аполлона, Дианы и Меркурия.
Интересный элемент садового декора – металлическая, покрытая патиной, галерея из пергол, сплошь увитая плетистыми розами разных сортов.

17. Herengracht 480

Один из немногих садов, в которых зелень травы фактически «освещает» теневые участки. Из-за большого количества тени в растительный мир этого внутреннего дворика было включено много желтого (тисовые изгороди) и белого (гортензия древовидная, вариегатные сорта листопадных деревьев) цвета. Вероятно здесь стоит искать и смысл присутствуя живого огня.
В дальнем правом углу совершенно неожиданно в общую концепцию сада оказывается включенным бункер времен Второй мировой войны.

18. Сад в официальной резиденции мера города Амстердам (Herrengracht 502)

Один из самых старых сохранившихся садов вдоль водных городских каналов. Центральное место отведено газону, по периметру которого проложены гравийные дорожки, ведущие в белую беседку. Беседка, кстати, спроектирована архитектором Валенкампом и датируется 1909 годом постройки.
Все элементы сада подчинены строгой геометрии и симметрии: прямоугольный газон, белые ажурные скамейки в тисовых п-образных изгородях друг напротив друга, линейные посадки многолетников, сезонные квадратные клумбы, выдержанная центральная ось. Даже пруд 1924 года создания, уютно расположенный под тенью японского клена Atropurpurea, заключен в прямоугольную форму.
В зарослях рододендронов можно заметить позеленевших от времени симпатичных барочных амурчиков.

19. Keizersgracht 62B

Сад поделен на 3 зоны: входную, прогулочную и приватную. В приватной зоне за старым двухметровым рододендроном скрывается милый маленький гостевой домик с бумажными феями на окошках. Здесь же, перед домиком нашлось место и крохотной площадке с черными коваными скамеечкой и столиком. Большую часть сада занимает прогулочная зона, центральное место в которой отведено газону. На протяжении всего дня здесь царит полутень, поэтому главная роль принадлежит рододендронам, плющам, папоротникам, наперстянкам, герани и ландышам. Прекрасная плетистая роза и столетняя глициния делят стену дома во входной зоне.
Сад нельзя отнести к какому-то определенному стилю, т.к. здесь нашлось место и средиземноморским растениям (клеродендрон трехслойный, глициния), и сосне, выращенной в форме бонсай, и миксбордерам, которых отличают свободные посадки и легкая запущенность. Поэтому было неудивительно встретить на большом листопадном дереве чучело ворона.
В дни открытых дверей гостей в саду встречала живая фортепианная музыка.

 

20Сад музея «Ван Лун» (Keizersgracht 672)

В 1973 году профессор Морис Ван Лон решает устроить из свое фамильного дома музей, посвященный жизни богатых голландских горожан XVIII-XIX веков. В залах особняка собрана коллекция произведений живописи, столовое серебро и фарфор. Сохранилась роскошная мебель золотого века.
Большое внимание в музее уделено жизни последних владельцев дома – семьи Ван Лон. На стенах можно увидеть их семейные портреты, по которым отслеживается богатая история семьи, начиная с XVI века.
Семья нынешнего владельца дома по-прежнему живет в здесь и занимает два верхних этажа, откуда открывается захватывающий панорамный вид на сад у подножия дома.
Это французский регулярный сад, центральное место в котором занимает пятиконечная звезда, созданная из самшитовых стриженых бордюров и состоящая из 6 секций. Внутри секций высажены кусты роз сорта «Gruss an Aachen». Центр-центр сада представляет собой старинный, покрытый мхом, постамент, на котором медным блеском светятся солнечные часы.
По обеим сторонам от входа в сад растут тисовые изгороди, выстриженные в форме прямоугольников. Из них также выглядывают кустарниковые розы. Перед тисами симметрично расположились огромные барочные вазоны с хостами вздутыми и пестролистным плющом обыкновенным Glacier. Доминанту сада составляет 130-летний бук Atropurpurea. По бокам, в буковой тени, растут персиковые деревья, дающие ежегодный урожай.
В последние годы  в саду проводятся выступления оперных певцов.  Атмосфера внутреннего двора и оперной музыки под открытым небом позволяет полностью погрузиться в XVIII век и получить наслаждение от прекрасных средневековых арий в исполнении современных оперных певцов.
Музей Ван Лон является единственным в Нидерландах, сохранившим в целости весь архитектурный ансамбль, включающий дом, сад и конюшню.

21. Сад музея фотографии (Keizersgracht 609)

Привлекательный сад с большим количеством стриженых изгородей, зонирующих пространство, и газоном. Ассортимент растений не велик, впрочем, это естественно для городского современного сада. Из многолетников были замечены папоротники и плющи, а также кустарниковые розы, гортензии и сливы. Взгляд приковывает большая металлическая пергола в дальнем правом углу внутреннего дворика, которую увивают глициния и плетистая роза.
Львиную долю пространства занимают мощеные площадки и садовая мебель. Все подчинено геометрии и строгим, выдержанным линиям. Перед нами прекрасный образец городского малоуходного сада.
Гости сада также могли свободно посетить выставки, которые на тот момент проходили в музее: фотографии Лондона времен свободных 60-х (были представлены такие категории, как мода, знаменитости, музыка, журналы, дизайн), а также работы известного художника Карела Виллинка, представлявшие собой изображения неба в его разных состояниях.

22. Сад Гельвинка (Kezersgracht 633)

Три сада объединились в один и представляют собой сад ароматических трав, пруд с фонтаном и розовый регулярный сад.
В субботу и воскресенье здесь играла музыка танго.
Регулярный барочный сад с большим прудом и фонтаном построен по всем классическим канонам: центральную ось составляет прямоугольный пруд с фокусной точкой в виде солнечных часов. По бокам разбиты партерные цветники со стрижеными самшитами и чайно-гибридными розами. Боковая дорожка проходит через галерею из пергол, увитых плетистыми розами. С другой стороны – яркий пример садовой скамейки в стиле барокко. В саду также можно встретить бронзовые скульптуры русского скульптора Александра Таратынова.
Отсюда, через арку, сплошь увитую плющом, можно пройти в сад ароматических трав, в котором также все подчинено строгим геометрическим линиям. Свободные лавандовые посадки заключены в прямоугольники из стриженого самшита мелколистного. Структуру сада усложняют тисы, стриженые в форме куба и конуса.
В розовом саду, кроме собственно роз и стриженых тисовых и самшитовых изгородей, можно было встретить вековой бук Atropurpurea с диаметром ствола более 2 метров, а также маленький круглый прудик с кувшинками, бортики которого оригинально выполнены из самшитового бордюра.
Все сады объединяет обилие стриженых изгородей из вечнозеленых растений, также гравийного мощения.

23. Сад гостиницы Вальдорф Астория (Keizersgracht 689)

Это очень большой сад, занимающий внутреннюю территорию между двумя каналами – Keizersgracht и Herengracht. Первую часть занимает партерный газон. Проходим сквозь тенистый уголок, сплошь заросший плющом и снова попадаем на открытое пространство. Проходим мимо отреставрированного чайного домика XVIIIв и попадаем в сад, относящийся к галерее искусств Стоккинг. Здесь, на открытой территории представлена выставка работ современного скульптора Ван Смелика. Скульптуры людей отличаются пластичностью и естественностью в своих позах и выражениях эмоций. Галерея скульптурных композиций перемежается рядами самшитовых квадратов, в середину которых высажены старые штамбовые розы.
Рядом, возле входа на кухню, в самшитовые «коробки» высажены пряные травы – розмарин, тимьян, лаванда, базилик, настурция, шнитт-лук, ревень.
Крыши некоторых прилегающих к саду зданий озеленены очитком едким.

24. Сад галереи Бель Этаж (Prinsengracht 1097)

Романтический белый сад. Много гортензии древовидной, много самшита, много рододендронов. Из тени высоких деревьев ярким белым пятном выступает небольшая беседка. Приглушенный, таинственный свет светильника манит к себе, приглашая присесть за круглый столик и насладиться романтической тишиной.
Вход в сад также оформлен в романтическом стиле: старая мощная гортензия черешковая склонилась над аспидно-серого цвета лавочкой. Неяркий теплый свет фонарика дополняет картину.
Внутри галереи можно встретить бумажные фигуры людей из мира блюза Питера Берри, а также керамическую посуду Ирен Грийзенхоут.

25. Keizersgracht 808

Сад имеет сложную структуру. Кустарниковые изгороди и перепады рельефа делят его на три автономные, совершенно непохожие «комнаты».
Первая представляет собой патио с деревянной мебелью, которую плотным кольцом окружили красивоцветущие и декоративно-лиственные кустарники и лианы: гортензия древовидная «Annabelle», клен пальмолистный «Atropurpurea», скумпия кожевенная, фотиния, хебе, жасмин, азалия, роза плетистая, клематис. Фуксии, бальзамины новогвинейские в горшках радуют глаз целое лето.
Во второй и третьей главенствующую роль играют крайне самобытные статуи и горшки с цветущими рододендронами, свиту которых составляют гейхеры пурпурнолистные и шалфеи лекарственные.

26. Сад ING банка (Keizersgracht 745-747)

Обширный сад с большим количеством газона, мощеных дорожек, заросшим прудом и кустарниковыми композициями.
В саду была выставлена презентация работ фотографа Анны Гене. По заказу ING банка художница проанализировала весь спектр зеленого цвета, который представлен в этом саду и пришла к выводу, что зеленый – настолько богатый цвет, что некоторые его оттенки в цветовом круге могут располагаться в диаметрально противоположных сторонах.

27. Amstel 220

За мраморной террасой открывается очаровательный симметричный сад, главную ось которого представляет дорожка из тротуарной плитки, обрамленная лавандой и самшитовыми бордюрами. Особое внимание привлекают вазы XIXв. с милыми ангелочками, которые (вазы) на самом деле являются фонтанами.
В дальней части в углу можно заметить старую кривую грушу. В противовес ей, напротив, растет молодой японский клен Atropurpurea.
Бронзовые статуи в обрамлении самшитовых бордюров – результат творчества художницы Кристин Бангерт.
Внутри дома также вывешены ее картины, в том числе портрет Далай Ламы, нарисованный в мае 2014 года.

28. Сад музея Виллет-Хольтуйсен (Herrengracht 605)

Представляет собой реконструированный французский сад XVIII-го века с классическими статуями, в числе которых есть сделанные скульптором Игнатиусом ван Логтереном в 1721 году.
Структуру саду задают бордюрные изгороди из самшита мелколистного. Вертикали представлены стриженым в форме конуса самшитов и статуями римских богов: слева – Помона, богиня садоводства, справа – Флора, богиня цветоводства, напротив – Меркурий, бог торговли. В центре сада установлен постамент с солнечными часами в обрамлении летников, популярных в Европе в XVIII веке: агератум, бархатцы. Кроме того, самшитовую изгородь разбавляют чайно-гибридные и плетистые розы, лилейники, гортензии крупнолистные. Нельзя не отметить пальметты из липы по периметру сада.

 

ПРО ЦЕЛИ


Хочется повторить, что все мероприятие носит благотворительный характер. И участники, и зрители принимают активное участие в движении в защиту хрупкой экосистемы амстердамских садов, расположенных вдоль городских каналов. Часть полученной прибыли идет в фонд садов, часть – в фонд культуры Принса Бернхарда. Цель фонда – оказание финансовой поддержки в реставрации исторических садов, садовых домиков и скульптур. В прошлом году была оказана поддержка в восстановлении сада библейского музея (№ 8).

© Катерина Братанова